За стальными и чугунными радиаторами отопления необходим уход и периодическое окрашивание. Краска для радиаторов улучшает их внешний вид и выступает в роли защиты от коррозионных процессов. Чугунные радиаторы окрашиваются ручным способом, а с конвекторами из алюминия и нержавеющей стали ситуация иная. Такие радиаторы окрашивают изначально в заводских условиях порошковым способом и термообработкой. Окрашивать вручную после порошкового метода проблематично.
Если владельцы домов решили перекрасить радиаторы вручную после порошковой заводской краски, то это служит поводом для обнуления гарантии. Лакокрасочный материал должен быть покрыт ровным слоем, только так батареи будут защищены от коррозии. Если в слой краски хоть чуть-чуть проникнет кислород, то он станет разрушать металл. По этим причинам самостоятельно окрашенные радиаторы не имею гарантии.
Порошковая краска дополнительно «запекается» в заводских машинах. Повторить такие условия в домашней среде невозможно. Масляные краски имеют слабое сцепление, поэтому со временем она будет отшелушиваться и отваливаться с металлических поверхностей. Для надежного окрашивания стальных батарей потребуются дополнительные грунтовки и эмали.
Обзор подходящих видов красок для радиаторов
Главное, на что следует обращать внимание при выборе краски для радиатора отопления – термостойкость. Конвекторы нагреваются до высоких температур, поэтому лакокрасочный слой должен выдерживать постоянные высокие температуры. Эмали для радиаторов должны быть:
-
термостойкие +80 или +100;
-
влагостойкой;
-
с повышенными свойствами теплопроводности;
-
нетоксичной;
-
быстросохнущей.
Если выбрать обычную интерьерную краску, то при повышении температуры радиатора отопления краска быстро пожелтеет и отслоится.
Наносить термостойкие эмали следует в два слоя, давая время первому слою высохнуть. Чтобы не вдыхать вредные пары краски и не чувствовать дискомфорт в помещении, летом радиаторы можно снять и окрасить их на улице, в гараже или на даче.
Чугунные батареи зачастую имеют шероховатости и неровности. При выборе глянцевой краски все эти недостатки будут заметны. Можно заранее подготовить поверхность металла: слегка зачистить наждачной бумагой и покрыть специальным грунтом по металлу. На строительном рынке представлены тысячи вариантов различных торговых марок и видов эмалей. Термостойкие краски могут быть:
-
масляные;
-
алкидные;
-
акриловые или водоэмульсионные;
-
серебрянка;
-
молотковая краска.
Раньше использовали в основном масляные краски, в основе которых содержатся олифы. Они просты в окрашивании, имеют большое разнообразие цветовой палитры и доступны по цене. Однако, такие краски долго сохнут, имеют сильно выраженный неприятный запах, недолговечны и из—за толстого слоя может уменьшаться теплопередача. Если масляную краску наносить неправильно, то могут возникать потеки и дефекты, что портит опрятный внешний вид. Даже термостойких масляных красок обычно хватает на один сезон.
Воднодисперсионные краски
содержат ПВА или полиакрилаты. Краски на основе ПВА используют только для интерьерного окрашивания. Термостойкие акриловые краски быстро высыхают, не имеют резких запахов и долговечны. Такие покрытия легко мыть, они не боятся влаги и не трескаются.
Алкидные эмали
собрали в себе лучшие свойства первых двух вариантов и считаются лучшим решением для окрашивания батарей отопления. Такие краски могут иметь подвиды, поэтому к выбору стоит подойти серьезно. Повышенной термостойкостью, что так важно для радиаторов, обладают только кремнийорганические алкидные краски. Их также используют для окрашивания печей, каминов и подобных им. Эмаль спокойно выдерживает длительный срок температуры до +600 градусов. Единственным значительным минусом является испарение вредных веществ при нанесении. В процессе окрашивания необходимо обеспечить проветривание помещения и не допускать нахождение людей до полного ее высыхания.
Серебрянка
– это краска на основе алюминиевой пудры с растворителем и битумным лаком. Серебрянка также имеет подвиды. Так, например краска БТ 177 абсолютно не термостойка и не подходит для окрашивания радиаторов. Но, если к краске БТ 177 добавить пудру ПАП-1, то такая краска будет отлично будет выдерживать температуры до 300 градусов. Для получения идеального состава важно придерживаться правильного соотношения компонентов.
Руководство по подготовке поверхности радиатора к покраске
Процесс подготовки также важен, как и само окрашивание. Возможные ошибки и огрехи при покраске можно избежать еще на стадии подготовки.
Очистка радиаторов
На первом этапе батареи тщательно промыть батареи от грязи и пыли. Если на батареи есть явные слои жировых отложений, то их можно очистить при помощи моющих средств для посуды. После этого зачищают поверхности от старого слоя краски и ржавчины несколькими способами:
1. Механический метод
подразумевает использование металлической щетки или болгарки со специальной насадкой. Такой метод, конечно, эффективный, но трудозатратный и долгий, при этом можно случайно навредить самому металлу.
2. Химический способ
более щадящий, простой и быстрый. Краску можно снять при помощи специальных паст, гелей и аэрозолей. Средство наносят на всю поверхность радиатора и укутывают в пищевую пленку. Время выдержки обычно указано в инструкции к использованному средству. Краска за это время размягчается и счистить ее металлической щеткой можно за несколько минут. При использовании химический средств необходимо накрыть и защитить поверхность пола и стен, а человеку необходимо использовать СИЗ.
Грунтовка
После тщательной очистке и зачистки поверхности металла, перед нанесением основного слоя краски, очень важно выполнить грунтовку. Грунтование помогает избавиться от трещин, выемок, царапин и других мелких дефектов. Грунтовка выравнивает поверхность, и потом краска ложится единым ровным слоем. Также грунтовочные составы улучшают адгезию между металлом и эмалью. Перед нанесение грунтовки необходимо хорошо обезжирить стальную поверхность. Для отопительных приборов очень хорошо себя показали грунтовки ГФ-021, Dulux и Sigma.
Инструмент
Для процесса окрашивания стоит заранее подготовить необходимые материалы и инструмент. Для зачистки может потребоваться наждачная бумага, металлическая щетка или болгарка со специальной насадкой.
При применении смывочной химии необходимо подготовить пленку для укутывания самой батареи и для защиты стен и полов от попадания на них химических составов. Здесь также потребуются кисточки с натуральной шерстью. Кстати, кисточки потребуются и для процесса грунтовки, и для самого окрашивания. Для каждого этапе рекомендуется использовать разные кисти. Кисточка, которая ранее побывала в растворителе, а потом используют для окрашивания может испортить качество покраски. Можно подготовить кисти разных размеров.
Технология окрашивания
Для качественного окрашивания потребуется две кисти: большая для основных участков и маленькая с выгнутой ручкой для труднодоступных мест. Чтобы на краске не оставалась щетина от кистей, рекомендуется выбирать натуральный ворс и перед применение его следует тщательно распушить.
Окрашивание начинают с внутренних частей и труднодоступных мест сверху-вниз. Когда все внутренние части были хорошо прокрашены, приступают к наружной части также сверху-вниз. Если наносить краску снизу-вверх, то будут образовываться подтеки и капли.
Далее даем время на высыхание, которое всегда указывают на этикетке выбранной краски. Если после высыхания первого слоя остались где-то капли или неровности, их можно зачистить шкуркой перед нанесением второго слоя.
После полного высыхания основы, наносят слой краски повторно по такой же технологии. Такой процесс окрашивания относится только к чугунным и стальным типам радиаторов. Алюминиевые батареи не стоит окрашивать самостоятельно. Если краска на алюминиевом радиаторе стала отходить, то лучше полностью заменить панель на новую. Небольшие трещинки и сколы можно аккуратно отремонтировать автоэмалью, но гарантии на такой радиатор тоже уже не будет.
Правильно подобранная краска будет держаться на радиаторах несколько лет. На отопительных приборах часто высушивают мокрые вещи, поэтому краска должна быть не только термоустойчивой, но и водоотталкивающей. Нельзя стучать по окрашенным местам, при механических воздействиях краска может трескаться и отшелушиваться.
Спасибо за статью! Всегда боялась, что краска на радиаторе начнет отслаиваться из-за высокой температуры. Как часто нужно обновлять покраску, чтобы избежать этого?
Интересный подход! Когда я красил радиатор, столкнулся с проблемой неравномерного нанесения краски. Может быть, я использовал неправильный инструмент?
Полезная информация! Не знала, что нужно использовать специальную термостойкую краску. Это действительно влияет на долговечность покрытия?
Отличная статья! У меня один радиатор начинает покрываться ржавчиной. Стоит ли сначала обработать его антикоррозийным средством перед покраской?
Благодарю за советы! У меня дома старые чугунные радиаторы. Какие особенности их покраски стоит учитывать?
Здорово, что вы упомянули про подготовку поверхности! Я обычно забываю о таком важном шаге и удивляюсь, почему результат не идеальный.
У меня дома маленький ребенок, боюсь, что запах краски будет вреден. Какие безопасные варианты можете порекомендовать?
Отличная статья! Когда я впервые взялся за покраску радиаторов, не учел, что нужно выбирать краску, устойчивую к температурным изменениям, и пришлось переделывать.
Очень полезная информация! Скажите, как определить, когда старое покрытие на радиаторе уже стоит обновить? Есть какие-то визуальные признаки?