Вопрос обустройства вентиляции в гараже часто встает перед владельцами автомобилей. Данная конструкция необходима в гараже для того, чтобы сохранить в хорошем состоянии машину, вещи, которые могут также храниться в помещении, а также обезопасить собственное здоровье. Гараж – это своего рода глухая металлическая коробка, в которой в силу погодных условий часто образуется сырость. Это в свою очередь может привести к появлению ржавчины на деталях автомобиля, а также к порче инструментов. Если правильно сконструировать систему вентиляции в гараже, можно получить массу преимуществ:
-
Чистый воздух в гараже
. Вентиляция помогает избавиться от вредных примесей, выделяемых автомобилем. Большинство автовладельцев проводят много времени в гараже, занимаясь ремонтом, причем порой приходится и заводить мотор. Естественно, это вызывает скопление газов. Вентиляция поможет устранить их; -
Нормальная влажность
. Не всегда гараж используется только для автомобиля, часто там обустраивается небольшой погреб, в котором хранятся овощи. Повышенная сырость может привести к их порче. Да и на самом авто влажность скажется не лучшим образом. Вытяжка поможет решить эту проблему; -
Отсутствие плесени и грибка
. В гараж часто проникает снег и дождь, что также приводит к увеличению влажности. Такие условия благоприятны для появления и роста различных грибков и плесени.
Таким образом, при помощи системы вентиляции можно легко создать полезный и комфортный микроклимат в гараже.
Разновидности вентиляции для гаража
Для обустройства в гараже могут использоваться различные варианты вентиляционных систем. По принципу работы их можно разделить на следующие разновидности:
Естественная вентиляция
Это наиболее простой и распространенный вариант. Система работает за счет разности температур в гараже и на улице. Для обустройства потребуется проделать два отверстия наружу. Одно – в самом низу стены, у пола, второе – наверху, под потолком. Чтобы понять, какое по диаметру делать отверстие, нужно произвести несложные расчеты. На каждый квадратный метр помещения должно приходиться два сантиметра диаметра вентиляционной трубы.
К примеру, если площадь гаража 5 м2, то диаметр отверстия составит 10 см. В такой системе через нижнее отверстие в помещение поступает холодный воздух, который нагревается, а после выходит через верхнее отверстие. На смену ему приходит порция свежего воздуха. Особенностью установки является возможность обустройства двух отверстий для поступления воздуха. Правда, тогда их нужно будет сделать меньше по размеру, примерно в 70 % от изначально рассчитанного размера.
Обратите внимание, приточное отверстие должно находиться на расстоянии минимум 10 сантиметров от пола. На противоположной стене вверху организовывается отверстие для выхода трубы наружу. Чем выше она будет располагаться, тем эффективнее будет работать система. На нижние отверстия рекомендуется надеть решетку, а на верхнюю часть трубы надеть специальный наконечник, чтобы защитить ее от попадания осадков. Щели в гараже при этом лучше промазать герметиком. Естественная вентиляция – наиболее дешевый вариант, однако и эффективность ее не всегда высокая. К примеру, в теплую погоду свежий воздух практически не будет поступать.
Принудительная вентиляция
Этот вариант более эффективный, однако и более дорогой. Зато здесь владельцу автомобиля не придется беспокоиться об определении размеров и организации отверстий в стенах. В данном случае приток воздуха обеспечивается принудительно при помощи автоматики. Важный момент – гараж должен быть подключен к электросети, поскольку системы принудительных вентиляций работают от электричества.
Работать они могут по принципу вывода воздуха наружу или, наоборот, обеспечения его притока с улицы. Минусом является производство шума во время работы, а также необходимость обслуживания и ремонта оборудования. В зимнее время систему можно настроить на обогрев поступающего воздуха.
Комбинированная конструкция
Существуют системы вентиляций, позволяющие соединить в себе положительные качества обоих видов. Есть два варианта таких сочетаний. В первом случае естественная вентиляция работает до того момента, пока она эффективна. Как только ее работа становится безрезультатной, на подмогу приходит вентилятор.
Второй вариант предполагает работу одновременно и естественной и принудительной вентиляции. В такой конструкции одну функцию, например, приток воздуха, обеспечивает естественная вентиляция, а вот выталкивание осуществляется при помощи вентилятора. Такую систему можно настроить и ровно наоборот. Комбинированные конструкции более эффективны.
На что обращать внимание при выборе вентиляции?
Как устанавливают стандарты СНиП, вентиляция должна присутствовать обязательно в любом помещении, независимо от того, из какого материала оно устроено. Согласно принятым нормативам, воздухообмен в гараже должен составлять минимум 180 м3/час при условии, что в помещении размещается один автомобиль. Выбрать для установки можно любую вентиляционную систему, способную обеспечить нужную циркуляцию воздуха.
Если гараж используется для ремонта, сборки или покраски машин, необходимо увеличить показатели воздухообмена в несколько раз. К примеру, для помещения объемом примерно 60 кубических метров, воздухообмен нужно будет увеличить в 8 раз, то есть, в конечном итоге, он должен составлять 480 м3/час.
Вне зависимости от того, есть в гараже отопительная система или нет, считается, что оптимальным вариантом температуры в нем является 5 градусов выше ноля. Это комфортные условия для хранения авто. Если же в гараже много времени проводит сам автомобилист, то лучше увеличить показатели до 10-15 градусов.
Чтобы обеспечить эти условия, важно также учитывать и особенности климата, поскольку условия на улице сильно отражаются н микроклимате гаража. При обустройстве вентиляции необходимо правильно разместить отверстия для входа и выхода воздуха. Нельзя размещать их строго напротив друг друга, поскольку тогда между выходами просто образуется устойчивый канал прохода воздуха.
Как смонтировать вентиляцию самостоятельно?
Обустраиваем естественную вентиляцию
. Сделать такую систему довольно просто. Основное, что требуется от хозяина гаража в этом случае – проделать два отверстия. Первое – вытяжное, располагается чуть ниже потолка, примерно на 15 см. Диаметр для трубы определяется в соответствии с формулой, уже описанной ранее, на каждый кубометр помещения берется 2 см длины диаметра. Трубу чаще всего используют из пластика. Вывод организуется на полметра выше кровли, сверху прикрывается колпачком, чтобы в трубу не попадали, снег, вода и грязь. Приточный канал проделывается на противоположной стороне строения в 10 см от пола при помощи перфоратора. Снаружи отверстие необходимо прикрыть сеткой. Для более качественной циркуляции воздуха используют:
- Трубы с круглым сечением;
- Разница в высоте между вентиляционными отверстиями должна составлять минимум три метра;
- Вытяжная труба должна иметь один диаметр по всей длине, без каких-либо сужений или расширений;
- Труба для вентиляции должна быть прямой и не иметь никаких изгибов;
- На холодный период вытяжку лучше утеплить, чтобы в ней не появлялась влага;
- Внутренняя поверхность трубы обязательно должна быть гладкой.
Организуем принудительную вентиляцию
. Конструкция системы принудительного вентилирования такая же, как и при естественной, с небольшим отличием – в трубы устанавливаются вентиляторы, которые ускоряют циркуляцию воздуха. На приточный канал также рекомендуется установить систему нагревания воздуха, тогда в гараж будет поступать свежий теплый воздух. Чтобы вентиляция работала автономно и практически без вашего участия, можно дополнительно вмонтировать в систему таймеры и датчики определения влажности. Тогда оборудование будет включаться при необходимости самостоятельно.
В комбинированной вентиляционной системе
пробить отверстия можно где угодно, главное, чтобы они не располагались строго напротив друг друга. Вентилятор встраивается в вытяжку, а приток воздуха осуществляется естественным образом
Установить вентиляцию любого типа в гараж совершенно не сложно. Главное подобрать необходимое оборудование. В этом случае лучше всего ориентироваться на собственные задачи, а также на исходные параметры гаража. Правильно рассчитайте необходимый воздухообмен и продумайте, как часто будете находиться в гараже. Не рекомендуется использовать дорогое и мощное оборудование для принудительной вентиляции, поскольку в гараже оно просто не нужно, вы больше будете тратить на оплату электроэнергии. Вообще оптимальным вариантом для гаража является комбинированная вентиляция, поскольку она обеспечивает хорошую циркуляцию воздуха в течение всего года и при этом не требует большого количества электроэнергии.
Спасибо за статью! Недавно строил гараж и задумывался о том, как наладить вентиляцию. Ваши советы оказались чрезвычайно полезными. Хотел бы узнать, какие материалы вы рекомендуете для вентиляционных труб?
Отличная статья! Мне всегда казалось, что вентиляция в гараже не так важна. Но после прочтения я поняла, насколько она необходима для безопасности. Как вы считаете, можно ли установить вентиляцию самостоятельно, или лучше обратиться к специалистам?
Вы упомянули о важности правильного выбора места для вентиляционных отверстий. А есть ли какие-то специфические рекомендации для гаражей, расположенных на склоне? Буду благодарен за ваш совет!
Спасибо за полезные советы! У нас в гараже зимой всегда сыро, и я давно думаю, как улучшить вентиляцию. Как часто нужно проверять систему, чтобы убедиться, что она работает исправно?
Очень познавательно! Я всегда считал, что небольшая щель в воротах будет достаточной для вентиляции. Оказывается, я был неправ. Планирую пересмотреть свою систему. Может, можете посоветовать, с чего начать?
Благодарю за такую информативную статью! Никогда не задумывалась о том, что неправильная вентиляция может влиять на срок службы автомобиля. А какие еще есть скрытые риски при некачественной вентиляции?
Отличное руководство по обустройству вентиляции! У меня вопрос: как правильно рассчитать необходимую мощность вентилятора для гаража стандартных размеров? Хотелось бы избежать излишнего потребления энергии.